ТРОСТИ ДЛЯ ХОДЬБЫ
 
        
                 Я горд собой - иду веками

                          Держась за стать резной державы.

                                      Могуч характером ,красив

                                                И твёрдой поступи мотив...

Первое описание трости встречается в конце 5 века до н.э., у греческого историка Геродота. Еще в древности простая суковатая палка, служившая опорой для ходоков, превратилась в изящное украшение.  Трости изготавливали из твердых пород дерева, причем, каждый род дерева, имел свое символическое значение, бук – величие, кедр – сопротивление, бессмертие, дуб – силу, ива честолюбие, самшит – твердость и мужество, а боярышник – надежду и благоразумие.

 

 

 

Совершенно особое значение трость получает в гардеробе европейца в конце 17 столетия, она занимает место шпаги и меча, к тому же служит отличным орудием при ходьбе. В то время трость, это символ благополучия и знатности. Наивысшего рассвета мода на трости достигла в 19 веке, элегантного мужчину той эпохи невозможно было представить себе без тросточки, с которой он не где не расставался. Богатые люди имели в среднем дюжину тростей, знатные вельможи того времени тратили на эти вещицы, до сорока тысяч франков в год. В 1880 году, на аукционе во Флоренции, российский князь А. Демидов купил 26 драгоценных тростей, каждая из которых стоила более 1300 франков, столько примерно стоило солидное поместье.

 

 

 

Только в одном Лондоне, к концу 19 века, было известно 30 фирм выпускавших трости. Трость состоит из двух частей, ручки и стержня. Ручка всегда была главной деталью трости, ее делали из слоновой кости, золота серебра и фарфора. Набалдашники трости всегда отличались необыкновенной тщательностью отделки и разнообразию форм.

 

 

 

Во второй половине 17, начале 18 столетий распространились трости с набалдашниками из слоновой кости с серебряными гвоздиками, шляпки которых образовывали геометрический рисунки, надписи и монограммы. Выбор форм для набалдашника, в эпоху Барокко и Рококо, поистине не знал придела, это могли быть галантные сцены, женские головки, различные птички и зверушки, на завершениях тростей можно было  встретить нечто символически – нравоучительное – распятие или аллегорию одной из добродетелей. Набалдашники в форме черепа, напоминали о бренности жизни, однако опирались на такие философические трости чаще всего не мудрецы, а  светские Жигало.

 

          

    

 

 

В 19 веке, набалдашники стали еже разнообразней. "Подручная" фауна, пополнилась слонами, лошадьми, осликами, мартышками, собаками, зайцами, лягушками и змеями, в моде по-прежнему оставались и птицы всех видов. Порой, эти существа на конце трости, могли таить в себе секретные механизмы – собачка показывала язычек, ослик поднимал уши, а утка раскрывала клюв и даже крякала.

 

 

 

Очень популярны были набалдашники, в виде кисти рук. Такая трость, как бы протягивала свою длань (устар. - рука) человеческой руке, что бы поддержать своего владельца при ходьбе. Но встречались в репертуаре набалдашников и изображения людей, это могли быть разные экзотические головки разных человечков, негритят, индейцев, китайцев, а так же головы великих мужей, например, Наполеона.

 

 

 

 

Примечательная трость была у Александра Сергеевича Пушкина. После смерти поэта журналист и издатель Краевский писал – "Мне хочется иметь на память от Пушкина, камышовую желтую его палку, у которой в набалдашник вделана пуговица, с мундира Петра Великого". Ныне эта трость хранится в музее-квартире Пушкина в Петербурге, на Мойке 12. Сам Александр Сергеевич, весьма оригинальным образом обращался с палками для ходьбы, известно,  что в Михайловском  у него была железная трость, а на вопрос, для чего он носит эту тяжелую вещь, поэт отвечал – "Для того, что бы рука была тверже, если придется стреляться, что бы не дрогнула". Крестьяне из Михайловского рассказывали, что поэт, гуляя по полям, подбрасывал ее вверх и ловил ее на лету.

      

 

 

Конечно, существовали и железные трости, но как правило палки для тростей вытачивали из всех мыслимых пород дерева, но все-таки, первоначально палочку делали из тростника, поэтому слова трость и тростник, однокоренные. В последствии фантазия изготовителей этих предметов уже не знала границ. На стальной стержень, могли так же крепить цветное стекло, либо акулий позвонок, косточки тропических плодов или орехи. На изготовление палочек для ходьбы, в ход шел даже китовый ус. Трости оплетали соломкой, покрывали кожей, причем не простой, а кожей крокодилов, змей, морских скатов и акул. Что бы трость была хорошей опорой и не скользила на льду, ее низ оправляли металлом или покрывали резиной.

 

 

Многие трости имели начинку, в полые трости прятали подзорные трубы, очки и ларнеты, свистки, термометры и компасы. В набалдашник трости, могли быть запрятаны игральные кости или прибор для бритья. Музыканты помещали в трости флейты, дудочки, дирижерские палочки. В трости мог быть запрятан прибор для письма или рисования, а курильщики могли поместить в набалдашнике зажигалку, а в нутрии трости было отделение для сигар. У рисковых или наоборот очень осторожных людей, трость могла таить в себе острое и тонкое лезвие – стилет и в случае опасности трость раскрывала свой тайник и превращалась в смертоносное оружие, в этот элегантный мужской аксессуар могли при желании и поместить пистолет.

 

 

 

Но трость могла помещать в себе и "оружие" иного рода, в ее недрах помещалась фляга, например с коньяком, откручиваешь набалдашник, который вдруг оказывается стаканчиком, и наполняешь его живительной влагой из такого тайника. В 19 столетии были особенно популярны трости со встроенной фляжкой, производства английской фирмы Бриг. Тогда же практиковали трости, которые легко могли превращаться в стульчик, такая палка – табурет, была например, у Льва Толстого.лдашники некоторых дамских экземпляров, представляли собой, небольшие флакончики для духов.

 

В 18 веке в рукоять дамской трости могли поместить емкость с нюхательной солью, выдвигающиеся ячейки с пудрой, мускусом и амброй, миниатюрные зеркала и коробочки с мушками. В 70-80 годы 18 столетия, дамы пользовались тростью, что бы сохранить равновесие, удерживая на голове огромные прически.

 

 

 

Трость была неприметным атрибутом офицеров и унтер офицеров, практически всех европейских армий, как правило, это был стек - тонкий гибкий стержень, чаще всего в оплетке или покрытии, с рукоятью или шлепком, напоминавшим мухобойку. Трость-стек помогала строить солдат в шеренги и выравнивать строй, служила она и орудием наказания. Офицеры носили ее везде и повсюду, во время боевых действий учений и на прогулках. Впрочем со стеками расхаживали не только офицеры, но и студенты.